Уважаемые родители!

Я рада видеть Вас на страницах сайта!

понедельник, 15 мая 2017 г.

Преемственность в образовании детей с ОВЗ

Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту.
Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного учебновоспитательного процесса. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу не является новым, каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уровне, так как все больше детей с ОВЗ попадают в общеобразовательные школы. Специалисты службы ППС ГБОУ ШМК Бибирево провели семинар "Работа с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО" для учителей младших классов, рассказали об особенностях детей с ОВЗ и поделились методами, приемами и практическими советами по созданию условий для включения детей с особыми образовательными потребностями в единый образовательный процесс.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии дошкольной и школьной ступеней!

Чтобы понимать как работать с детьми с ослабленным зрением нужно знать, как они видят и с какими проблемами сталкиваются...
Перед вами основные зрительные диагнозы, с которыми мы сталкиваемся в своей практике
КОСОГЛАЗИЕ неправильное положение глаз, вызванное нарушением функции глазодвигательных мышц Виды косоглазия: сходящееся, расходящееся, вертикальное. Косящий глаз выключается из процесса зрения, развивается амблиопия. Такой глаз называется «Ленивым». Детям тяжело работать вблизи, они не любят рисовать, работать с мелкими деталями. Из-за того, что нет единого образа (эффект «двоения картинки») - происходит быстрое утомление. Ребенок плохо улавливает движущиеся объекты, не видит летящий мяч. При косоглазии не формируется бинокулярное (объемное) зрение.
При сходящемся: Взор должен быть направлен вверх или вдаль. Следить, чтобы ребенок во время урока не склонялся над столом. Использовать подставку при рассматривании картинок и чтении книг. Чаще предлагать ребенку работать у доски. При сходящемся косоглазии рассаживать детей по крайним рядам, соблюдая окклюзию глаз. (например, если заклеен левый глаз, то сажать в левый ряд относительно ребенка, если заклеен правый глаз – сажать в правый ряд). 
При расходящемся: Работа на сведение зрительных осей: взор должен быть направлен вниз, только перед собой, поэтому работать нужно на на горизонтальной плоскости (столе) в тетради. Рассаживать в средний ряд.
Амблиопия на ранних стадиях каких-либо симптомов не имеет. Исключением можно назвать лишь наличие косоглазия, дальнозоркости, астигматизма, нистагма, катаракты, помутнение роговицы. Низкую степень амблиопии самостоятельно определить невозможно. У ребенка может быть затруднена ориентировка в пространстве. Нерабочий глаз будет прикрыт. Дети с подобной патологией могут жаловаться на головные боли, которые возникают при любой деятельности связанной с напряжением глаз. 
При амблиопии ребенок попадает в положение слабовидящего, т. к. часто назначают окклюдер на лучше видящий глаз и мозг вынужден напрягать слабый глаз. При амблиопии глаза быстро утомляются, так как нет мышечного равновесия. Происходит понижение остроты зрения без видимых причин. Рекомендуется: первая, вторая парта. Разрешать детям вставать и выходить к доске, т.к. им плохо видно издалека. Использовать подставку.
При амблиопии ребенок попадает в положение слабовидящего, т. к. часто назначают окклюдер на лучше видящий глаз и мозг вынужден напрягать слабый глаз. При амблиопии глаза быстро утомляются, так как нет мышечного равновесия. Происходит понижение остроты зрения без видимых причин. Рекомендуется: первая, вторая парта. Разрешать детям вставать и выходить к доске, т.к. им плохо видно издалека. Использовать подставку.
Охранно-зрительный режим. Работать на ближнем расстоянии, на подставке. 
Дети могут подолгу читать мелкий текст, не испытывая неприятных ощущений. Зрительное утомление наступает через 15 минут, поэтому необходимо контролировать время непрерывной зрительной нагрузки на близком расстоянии. Нельзя долго находиться в наклонном состоянии. При миопии высокой степени сужено поле зрения и ребенок видит не дальше вытянутой руки, поэтому нужно использовать формат А5, зрительное восприятие становится фрагментарным, что затрудняет формирование навыков чтения, поэтому требуется больше времени для осмысления прочитанного, соответственно скорость чтения и письма снижается.
Тест на близорукость
При дальнозоркости детям легче видеть вдаль. При работе вблизи с мелкими деталями дети быстро утомляются. Поле зрения сужено. Детям сложно соединять линии в рисунках. А при гиперметропии высокой степени ребенок видит картинку размытой что вблизи, что вдаль.
Рекомендации: Для предупреждения зрительного утомления работать на расстоянии, отвечая при этом с места. 
Работа со средними размерами деталей. Так как поле зрения сужено, рекомендуется формат А5 и рассматривание изображения по частям (с помощью рамки), чтобы организовать зрение, отсечь лишние фрагменты. Обязательное постоянное ношение очков для дали, вторые более сильные очки для близи. Физическая нагрузка не ограничена.
При астигматизме роговица имеет неправильную форму, поэтому изображение получается расплывчатым, искаженным. К примеру, круг может казаться овалом.
Особенности зрительного восприятия: Ребенок быстро утомляется. Детям при смешанном астигматизме (когда один глаз близорукий, а второй - дальнозоркий) трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они плохо видят края поверхности, поэтому часто роняют школьно-письменные принадлежности со стола, можно использовать ограничители. Скорость чтения у таких детей низкая. Рекомендации: Рассматривание изображений по частям на контрастном фоне при помощи рамки, без лишних деталей. Полезны обводки по контуру. 
Нистагм представляет собой ритмичные движения глазных яблок (до нескольких сотен в минуту), это мешает фиксации взгляда на тексте, приводит к потере «места» слова в строке. Ребенок испытывает большие трудности: читает медленно, делает ошибки, с трудом понимает смысл прочитанного. Нет бинокулярного (объемного) зрения. Нистагм усиливается при волнении, особенно при сдаче нормативов. 
На первых этапах формирования навыков чтения рекомендуется контролировать строку линейкой, а также работать с карточками крупного шрифта.
Общие рекомендации для детей со зрительной патологией 
При зрительных заболеваниях восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как эти цвета раздражают сетчатку глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. 
В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией. 
Демонстрационные и раздаточные дидактические материалы должны быть яркими, выполнены в четких контурах, без лишних деталей. 
При рисовании использовать яркие цветные карандаши или фломастеры. Соблюдать требования гигиены зрения. Проводить зрительную гимнастику, релаксацию, пальминг. Пальминг – от слова ладонь, это искусственное затемнение глаз, для снятия зрительного напряжения.
Из-за зрительных особенностей у детей искажено зрительное восприятие, имеют особенности памяти, мышления, испытывают трудности пространственного восприятия, сложности в социально-коммуникативном развитии. 
А об особенностях учебной деятельности рассказали мои коллеги.

1 комментарий:

  1. Владлена, здравствуйте! Очень интересная тема. Мы в прошлом году, проводили подобный районный семинар для педагогов образовательных учреждений (школ). Тема нашла отклик. надо сказать. что все категории детей с ОВЗ полны нюансов, которые, конечно, в идеале знать было бы очень хорошо всем. однако, практика показывает обратное. Самостоятельное изучение слишком много времени занимает и много вопросов возникает по ходу изучаемой темы. А вот обучение целенаправленное и организованное с приглашенными специалистами или выездные курсы ПК для бюджета ОУ финансово очень затратны.
    Хорошо, когда на уровне района организуются хотя бы вот такие семинары, которые помогают педагогам хоть немного начать ориентироваться в проблемах детей с ОВЗ. Молодцы!

    ОтветитьУдалить